Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

История Суздаля

            Тысячелетняя история земли Суздальской начинается на рубеже X-XI вв., когда город рождается в хозяйственной среде земледельцев, ремесленников и торговцев. Согласно преданию суздальского историка Анания Федорова, город был основан легендарным князем Асаном, который назвал свое творение именем Суждаль. Первое летописное упоминание о Суздале относится к 1024 г. Конечно, на обсуждение выносятся и гораздо более ранние даты основания города, однако 1024 г.  нами воспринимается как наиболее достоверная точка отсчета начала городской жизни населения Суздаля.

            Суздальская земля, располагавшаяся в северо-восточных окраинах Киевской Руси, стала процветать как торгово-ремесленный центр Руси во времена правления Владимира Мономаха и Юрия Долгорукого. Истинными столпами православной веры были монастыри, превратившиеся в культурно-просветительские и социально-экономические центры жизни города. Они создали неповторимую атмосферу духовно-нравственного возрождения и привели к объединению жителей Суздаля перед угрозой захвата или разрушения города в эпоху междоусобных войн и нашествия иноплеменных.

        В заключение, оглядываясь на всю более чем тысячелетнюю историю Суздаля можно с уверенностью сказать, что это время было наполнено слезами и скорбью простого русского народа. Сюда относятся многочисленные пожары, при которых Суздаль выгорал полностью или частично унося с собой множество человеческих жизней.

        Постоянные войны, как внутренние(междоусобные) так и от внешних врагов доводя численность города до нескольких десятков дворов. Беды от различных моровых язв, от стихийных бедствий(засухи)-это все простой люд стойко вынес на своих плечах.

         В годы безбожной власти были потеряны многие тысячи бесценных чудотворных икон со множеством церквей и колоколен. Подобное было лишь от нашествия инородцев, а в 20-30-60 годы 20 века разоряли  изуверы. Нынешнему поколению выпал благодатный жребий для восполнения великих утрат. Восстанавливаются храмы, открываются монастыри, люд пошел на покаяние к Богу, как за свои грехи, так и за грехи наших предков.

  ТЕЛ.8(900)479 48 53,8(920)627 48 70 Валерий.

Монастыри Суздаля

         Историко-культурный образ суздальских монастырей позволяет   нам составить следующее их описание:

 


Васильевский монастырьВасильевский монастырь

 

 Васильевский монастырьВасильевский монастырь

  • Васильевский монастырь относится к числу старейший церковных сооружений нашей страны. По преданию, монастырь построен на месте крещения жителей Суздаля, проводившегося под руководством великого князя Владимира I Святославовича. Название монастыря связано с Василием Великим – небесным покровителем князя Владимира. Упоминания о деятельности христианского монастыря известны еще со 2-ой половины XIII в., но его расширение начинается с возведения каменного собора Василия Великого в 1662-1669 гг. Находясь в составе других монастырей, Васильевский монастырь только к 1995 г. обратно получает статус мужской общины. Золотистые главки, белокаменные стены, трехъярусная колокольня органично вписывают монастырь в окружающую природу.
    Ризоположенский монастырьРизоположенский монастырь

монашеский корпус,святые врата и храммонашеский корпус,святые врата и храм

 

 


  • Ризоположенский монастырь украшает центральную часть города. Датой его основания считается 1207 г. Во время татаро-монгольского нашествия монастырь сумел избежать разрушения, тогда как весь Суздаль лежал в руинах. Величие женского монастыря всегда определялось через поддержание памяти о святой Ефросинии и преклонении перед ее мощами. Трехглавый Ризоположенский собор объединяет вокруг себя двухшатровые Святые ворота, 72-метровую Преподобенскую колокольню, небольшую Сретенскую церковь.
    берег Каменкиберег Каменки
  • Основание в 1240 г. Александровского монастыря приписывается Александру Невскому, построившему его в честь своего небесного покровителя. Сердцем монастырской общины на правом берегу р. Каменка является церковь Вознесения Господня с шатровой колокольней, которое ведет свое существование с 1695 г. Среди других сооружений монастыря следует отметить Святые ворота, башни ограды, келии настоятеля и иконописную мастерскую. На данный момент Александровский монастырь числится в качестве мужского монастыря.

 

 


Общий вид Покровского,Спас-Евфимьего и Александровского монастырейОбщий вид Покровского,Спас-Евфимьего и Александровского монастырей

внутреннее убранство Покровского монастырявнутреннее убранство Покровского монастыря

Монашеский корпус и Благовещенская надвратная церковьМонашеский корпус и Благовещенская надвратная церковь

  • СвятоПокровский женский монастырь основан суздальско-нижегородским князем Андреем Константиновичем в XIV в. В течение веков деревянные постройки монастыря постепенно превращались в каменные, а в число его членов входили Соломония Сабурова (жена Василия III) и Евдокия Лопухина (жена Петра I Великого). В XVII в. монастырь владел несколькими тысячами крестьян и расширился до масштабов полноценного монастырского комплекса. Олицетворением женской общины может считаться Покровский собор с массивным и красивым иконостасом. При этом весь комплекс огибают белые стены с шатровыми башнями, защищающие покой и службу в монастыре.
    Спас-Евфимьев монастырьСпас-Евфимьев монастырь


  • Спас зимнийСпас зимний        История Спасо-Евфимиева монастыря начинается с 1352 г., когда нижегородский старец Евфимий создает монастырь в честь Иисуса Христа. Своеобразие монастыря заключается в том, что его внешний образ соотносится с непреступным феодальным замком. «Стоит красуясь, яко град», так писал о Спас-Евфимовом монастыре   летописец Ананий Федоров.Высокие стены из красного кирпича объединяют громоздкие башни и бойницы. В свою очередь, пятиглавая Спасо-Преображенская церковь разбавляет повседневную картину строгости и суровости комплекса. Звонница, церковь Рождества Иоанна Предтечи, Благовещенская церковь вводят посетителей в некое пространство торжественности и святости суздальской земли. Внутри монастыря находится мавзолей Дмитрия Пожарского, благодаря стараниям которого Россия сумела сохранить свою независимость в начале XVII в.

        Монастыри Суздаля определяют неповторимый архитектурный облик города и хранят православные святыни. В настоящее время в действующих монастырях продолжается монашеский подвиг и совершаются богослужения. Богатое прошлое и архитектурные достопримечательности суздальских монастырей и храмов ассоциируются с национальным и мировым достоянием. Их современное влияние на городскую жизнь в полной мере способствует возрождению интереса к важнейшим вехам российской истории. В конце концов, пять вышеописанных монастырей открывают двери в безграничные просторы легендарной суздальской земли.

Торговая площадь

В настоящее время каменные торговые ряды были построены в 1811 году по проекту архитектора Вершинина. В 1852 году была проведена железная дорога во Владимир. Часть купцов из южной части торговых рядов переезжает во Владимир.

 Эта часть остается бесхозной и со временем разрушается до основания. Это можно увидеть в фильме «Женитьба Бальзаминова», снятого в 1964 году. Через несколько лет после съемок фильма часть рухнувших рядов была заново отстроена Д.И.Варгановым.

После пожара 1719 года выгорели все деревянные постройки города Суздаля в том числе и Воскресенский храм на Торговой площади. В настоящее время на площади расположены 2 каменных храма - Воскресенский на месте сгоревшего деревянного храма и Казанский-ныне кафедральный собор города Суздаля, где находятся мощи святых угодников епископа Федора и епископа Иоанна. В Воскресенском храме сохранились фрески 18 века в хорошем состоянии.

Казанский храм- это зимний (службы совершаются в зимнее время), а летом службы переносятся в Воскресенский храм.

Между храмами расположена колокольня, обзор с которой открывается на большую часть города Суздаля.

Михали

 Храм Михаила АрхангелаХрам Михаила Архангела

        Михайлова сторона. Так именовалось это поселение в древние годы.Это место было отдано во владение Михаила Юрьевича-сына Юрия Долгорукова.От Суздаля Михали отделено Михайловским лугом.

         На территории Михалей в настоящее время расположен Православный лицей. Здесь же находяться 3 храма:Михаила Архангела-самый большой храм с колокольней,рядом-мученников Флора и Лавра и чуть поодаль храмАлександра Невского начала 20 века,возведенный в древнерусском стиле.Если пройти вдоль оврага,то можно увидеть небольшие холмы к реке Мжара.

        Это Мжарский некрополь10-13 веков города Суздаля,при раскопках которого найдено множество атефактов того периода,которые представлены в Суздальском Кремле.

 

Бальзаминов Домик

Дом БальзаминоваДом Бальзаминова

 

Так называется место, где летом 1964 года происходили сьемки известного всем фильма «Женитьба Бальзаминова».

Дом полностью сохранен и на его фасаде висит табличка.Напротив домика расположена колокольня Лазаревского храма,примыкающая к Антипьевской церкви.


Окрестности града Суздаля

Кидекша

Храм в селе КидекшаХрам в селе Кидекша

Храм Бориса и ГлебаХрам Бориса и Глеба

   

        В месте впадения реки Каменки в Нерль в середине XII века князем Юрием Долгоруким была построена крепость и первый каменный храм на Ростово-Суздальской земле в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба, который является самым древним храмом. Этот храм чудом сохранился до наших дней и до сих пор поражает нас своей суровостью и строгостью белокаменных форм и удивительной красотой.

        На этом месте князь основал большое поселение, состоявшее из княжеского двора, военных казарм, домов прислуги и простого люда. Со временем, это место было ограждено высоким земляным валом и глубоким рвом. Целью построения крепости была попытка отделения князя Юрия Долгорукого от враждебных его политике суздальских бояр и взятие под контроль  речного торгового пути. Князь правил здесь недолго и затем занял Киевский престол.

        Народное предание связывает название села с построением замка на  берегу реки, то есть князь покинул его и отсюда Кидекша. Есть и угро-финское происхождение названия Кидекша, что в переводе означает «Каменка».

Санино

Свято-Никольский ХрамСвято-Никольский Храм

 

колокольня монастыряколокольня монастыря    

  

        История монастыря села Санино уходит корнями в глубокую древность. Время основания монастыря доподлинно неизвестно. В 1764 году во время правления Екатерины II, был издал указ о изъятии земель из монастырского знмлевладения. К этому моменту монастырь уже существовал и относился к вотчинам суздальского Спас - Евфимьего монастыря.

        Во времена безбожия храмов Николая Чудотворца и Покрова Божьей Матери не коснулось разорение и осквернение. Божьим промыслом в то время тайной монахиней и старостой храма была монахиня Ангелина Семенова.()Благодаря ей  и  многим прихожанам храма  мы видим храм в таком виде, в каком он был в те давние времена. Но и здесь не обошлось без искушений. Храм был ограблен, вынесено более 200 старинных икон.

        В настоящее время, с 1999 года в Санино возродилась монастырская жизнь, благодаря трудам игуменьи монастыря монахини Ирины. В Монастыре имеются 15 насельниц, которые трудятся на монастырском огороде,пасеке, совершая непрестанные молитвы. Рядом с монастырем обустроена святая купель. Многие страждущие после омовения получают исцеление от своих болезней.Чудо проявления образа Пресвятой БогородицыЧудо проявления образа Пресвятой Богородицы

        По словам монахинь, фрески  на стенах храма самообновляются. На южной части стены Никольского храма  проступил образ  Владимирской иконы Божьей Матери.

 

Кистыш

суворовский храм в селе Кистышсуворовский храм в селе Кистыш

 

 

            Свою историческую  значимость село обрело с именем великого Архистратига земли Российской графа Суворова-Рымникского Александра Васильевича Суворова. Это село было  подарено прадеду Александра Васильевича в XVI  веке. Сам Суворов распорядился построить на месте обветшавшего деревянного храма каменный  собор в честь своего Небесного покровителя Василия Великого с пределами Ильи Пророка и Александра Невского, любил петь на клиросе, звонить в колокола, туда часто приезжал.

икона святого А.В.Сувороваикона святого А.В.Суворова

        В настоящее время храм взят под опеку общества «Омофор», которое возглавляет генерал Черкасов. Благодаря их труду и многим добровольцам храм постепенно возрождается. Недавно здесь прошла первая Архиерейская служба после многолетнего запустения.

 

 

 ТЕЛ.8(900)479 48 53,8(920)627 48 70 Валерий.

Опубликовать в социальных сетях

Яндекс.Метрика